Все исследовательские компании в Беларуси зафиксировали в 2022 году склонность белорусов экономить. Директор агентства маркетинговых и социальных исследований МАСМИ Татьяна ЛИСИЦКАЯ рассказала читателям Финансового клуба об изменении потребительских предпочтений населения и как бизнесу адаптироваться к новой реальности.
Грусть и удовольствие из-за экономии
В последние годы (начиная с 2020-го) мы наблюдаем спрос компаний на репутационные исследования. В связи с изменением социально-политической, экономической, демографической обстановки, бизнес-климата, компаниям важно понимать, как их поведение воспринимают стейкхолдеры — партнеры по бизнесу, клиенты.
Маркетинговые исследования становятся особенно актуальными для бизнеса в кризисные времена. Мы видим на основе опросов населения, как меняются финансовые возможности и потребительские предпочтения населения. Соответственно, прежде чем что-то делать, бизнесу желательно изучить рынок и просчитать возможные последствия своих шагов.
Недавно мы подвели итоги маркетингового исследования, которое как раз касается изменения ситуации на потребительском рынке.
В этом году наблюдается повышенная инфляция и 82% опрошенных, как показывают результаты нашего исследования, столкнулись с ростом цен, а более 30% респондентов заявили, что вынуждены теперь экономить.
Чаще всего население стало экономить на отдыхе (об этом заявили 45% опрошенных), развлечениях (41%), покупке бытовой техники (29%). На продовольствии белорусы также стали экономить и, если приходится это делать, чаще всего выбирают более дешевый белорусский аналог. Также население стало охотнее приобретать товары на скидках и ограничивать себя в необязательных расходах.
Вынужденная экономия вызывает в большинстве случаев негативные эмоции: грусть, подавленность, неполноценность. В то же время возможность заплатить меньше при покупке аналогичного по качеству товара вызывают у людей положительные чувства. Таким образом, и экономия может приносить удовольствие.
Рука на пульсе рынка, эмоции помогут
Как белорусский бизнес может адаптироваться к изменившейся ситуации на потребительском рынке, когда примерно треть населения стремится экономить?
Мы много лет работаем с производителями быстро оборачиваемых (FMCG) товаров — это молочная и мясная продукция, пиво и крепкие спиртные напитки, мучные изделия. Что бросается в глаза?
Наиболее продвинутые компании, часто с иностранным капиталом, даже когда покупательская способность населения снижается или может упасть, продолжают изучать рынок и благодаря этому находят ниши на рынке при любой ситуации.
В качестве подтверждения можно приводить много примеров, но для понимания ситуации остановлюсь на одном.
В 2020 году, когда страна столкнулась с беспрецедентной пандемией, многие компании потеряли клиентов и выручку. В то же время игроки рынка, которые проводили исследования накануне пандемии, намного лучше смогли пережить кризисные времена.
Наша гордость — «Ляховичский молочный завод» — который благодаря глубоким исследованиям (новому названию, новой упаковке, новому логотипу) смог увеличить выручку в 2020 году, несмотря на пандемию.
Поэтому самое главное для участников FMCG-рынка, на мой взгляд, — постоянно держать руку на пульсе рынка, своевременно изучать потребности своих клиентов, учитывать их пожелания и финансовые возможности. В этом случае высоки шансы, что даже если покупательная способность снизится, компания сможет вывести на рынок востребованный продукт.
Что еще важно делать на случай, когда потенциальные клиенты начинают экономить?
Для участников B2C-бизнеса нужно в первую очередь формировать тесную эмоциональную связь с существующими и потенциальными клиентами. Люди очень ценят, когда продукт вызывает у них приятные чувства, запоминают его лучше и пользуются дольше.
Участники рынка, которые смогут зацепить население новизной, заботой, доказать полезность своего продукта, будут востребованы даже сейчас, когда мы переживаем кризисные времена.