Наталья Мирончик: зачем в Беларуси нужно таргетировать инфляцию

Евразийский фонд стабилизации и развития готов поддержать переход Нацбанка Беларуси на новый монетарный режим. Какую пользу этот режим может принести стране? Статью по данной теме для Финансового клуба подготовила начальник Управления исследований и стратегического развития Нацбанка Наталья МИРОНЧИК.

Низкая инфляция —  основа для устойчивого роста экономики

Стабильно низкая инфляции формирует благоприятную среду для экономического развития. В условиях небольших темпов роста общего уровня цен легче осуществлять долгосрочное планирование, меньше неопределенности, снижается процентная ставка по кредитам, что стимулирует рост долгосрочных инвестиций. Поэтому низкая инфляция — это важнейший фундаментальный фактор долгосрочного устойчивого роста экономики.

Как показывают расчеты, за последние два десятилетия среднегодовой прирост ВВП на душу населения по паритету покупательной способности был выше в странах с устойчиво низким уровнем инфляции.

Ключевым условием стабилизации темпов роста потребительских цен на низком уровне является общественный консенсус в понимании того, что низкая инфляция — это приоритет государственной политики. Подтверждением консенсуса служит согласованность во всех областях государственной политики, при том что ответственность за ценовую стабильность возлагается на центральный банк в силу монетарной природы инфляции.

Анализ данных по среднему уровню инфляции и темпам прироста широкой денежной массы за последние 20 лет по 75 странам наглядно демонстрирует, что корреляция между инфляцией и темпом прироста денежного предложения близка к единице. Это означает, что изменение темпов роста денег приводит к «равным» темпам инфляции.

Сейчас уже можно констатировать, что именно согласованность монетарной, фискальной и общей экономической политики позволила Беларуси добиться заметных результатов в обеспечении макроэкономической сбалансированности и снижении инфляции в минувшую пятилетку.

Вместе с тем инфляция в экономике остается еще высокой и неустойчивой, ограничивая возможности для повышения потенциала экономического роста и развития страны. Решить данную проблему может смена режима денежно-кредитной политики Национального банка — переход от монетарного таргетирования к таргетированию инфляции.

Достижения и недостатки монетарного таргетирования

Режим монетарного таргетирования, который, в частности, подразумевает управление денежным предложением, используется Национальным банком для обеспечения ценовой стабильности с 2015 года.

Выход впервые за долгие годы на однозначный уровень инфляции — это очевидное достижение данного режима.

Успех монетарного таргетирования был обусловлен, прежде всего, тем, что Беларусь отказалась от практики эмиссионного финансирования экономики. Кроме того, меры денежно-кредитной политики были поддержаны сбалансированной бюджетно-налоговой политикой и взвешенной политикой заработных плат.

Вместе с тем, следует отметить, что у режима монетарного таргетирования, применяемого в Беларуси, существуют и недостатки. В частности, связь между денежным предложением и инфляционными процессами ослабевает по мере уменьшения инфляции из-за усиления значимости прочих немонетарных факторов инфляции в динамике цен и увеличения лага воздействия монетарных факторов на инфляцию, что усложняет обеспечение эффективности режима монетарного таргетирования.

Также, как показывает отечественный опыт, режим монетарного таргетирования не позволяет снизить и стабилизировать инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания населения относительно годовой инфляции в Беларуси остаются пока высокими.

Таргетирование инфляции лучше учитывает интересы качественного роста экономики

Учитывая недостатки монетарного таргетирования, многие страны в мире стали отказываться от данного монетарного режима. В настоящее время только 22 страны из 189 стран-членов МВФ используют режим монетарного таргетирования.

За последние три десятилетия самым распространенным монетарным режимом в мире стал режим таргетирования инфляции.

Данный режим делает возможным более эффективный вклад монетарной политики в обеспечение устойчивых долгосрочных темпов экономического роста, поскольку издержки экономики, обусловленные инфляцией и изменчивостью выпуска, снижаются.

Как следствие, более 40 стран, преимущественно с высоким и выше среднего уровнем дохода на душу населения, ввели этот режим. На их долю приходится более 60% мирового ВВП. В настоящее время этот режим денежно-кредитной политики реализуется фактически во всех странах-торговых партнерах Беларуси по ЕврАзЭС, в том числе в России, Казахстане, Армении.

Если режим монетарного таргетирования предполагает, что цели монетарной политики достигаются путем управления денежным предложением, то режим таргетирования инфляции подразумевает управление инфляционными ожиданиями предприятий и населения.

Коммуникация центральных банков с обществом по вопросам монетарной политики служит важным инструментом режима таргетирования инфляции. Когда общественность понимает цели денежно-кредитной политики, как они будут достигаться и доверяет этой политике, центральному банку легче управлять инфляционными ожиданиями, выполнять цель по инфляции и стабилизировать рост экономики вблизи устойчивого тренда.

Несмотря на то, что режим таргетирования инфляции доказал свою эффективность во многих странах мира, в Беларуси пока не созданы все необходимые предпосылки для внедрения этого режима.

Прежде всего, Национальный банк не обладает должной операционной независимостью при принятии решений по вопросам монетарной политики, а также в осуществлении независимого прогноза по экономическому росту и инфляции.

Операционная независимость, наряду с прозрачностью и подотчетностью, – это ключевой принцип эффективной и надежной работы любого центрального банка. Независимый прогноз нужен для того, чтобы оценивать, как меры денежно-кредитного регулирования влияют на экономику, и объяснять это воздействие людям.

Раскрывая связь между решениями политики и экономическими показателями, Национальный банк сможет укрепить доверие предприятий и населения к проводимой монетарной политике и тем самым лучше управлять ожиданиями для достижения цели по инфляции.

Для того, чтобы сформировать предпосылки для внедрения режима таргетирования инфляции, в Беларуси подготовлены, но пока не приняты изменения в законодательство.

Помимо объективных причин, сдерживавших принятие изменений в законодательство присутствует, к сожалению, и субъективный фактор. Под субъективным фактором я имею в виду сохраняющийся в экспертной среде скептицизм относительно режима таргетирования инфляции. Вероятно, это обусловлено опасениями ужесточения монетарной политики.

Однако, недоверие и страхи в данном случае не обоснованы и контрпродуктивны, поскольку передовой международный опыт, конкретные факты и цифры подтверждают, что использование режима таргетирования инфляции, наоборот, позволяет за счет стабилизации динамики цен быстрее сформировать базовые фундаментальные условия для эффективного комбинирования, использования и распределения наличествующих ресурсов для выпуска товаров и услуг, то есть повышения совокупной факторной производительности — главного фактора долгосрочного устойчивого роста экономики.

Финансовый клуб