Осенью белорусский офис международной компании Deloitte опубликовал два новых исследования, в рамках которых анализируются последствия пандемии для бизнеса в Беларуси. Как COVID-19 изменил белорусский компании? На эту тему статью для Финансового клуба подготовила старший менеджер по аудиту и управлению рисками компании Deloitte в Беларуси Мария ШАЧЕНКОВА.
Новая реальность для бизнеса
В настоящий момент мы наблюдаем, что компании во всем мире, и Беларусь в данном случае не является исключением, осознают, что ведение бизнеса в условиях эпидемии — это «новая реальность», которая требует трансформации многих бизнес-процессов.
В частности, проведенный нами весной 2021 года опрос финансовых директоров белорусских компаний показал изменения в ведении бизнеса, связанные с COVID-19:
Значительное число респондентов (60%) планировали сделать свое взаимодействие с клиентами и контрагентами преимущественно дистанционным. Широкое применение получили инструменты для онлайн коммуникаций (MS Teams, Zoom), многие бизнесы сфокусировались на построении и развитии каналов и инструментов для онлайн коммуникации.
Почти 30% респондентов переведут часть работников на удаленную работу на постоянной основе. Скорее всего, именно в связи с этим треть финансовых директоров предполагают сокращение объемов недвижимости в собственности/аренде.
Около 20% респондентов заявили о пересмотре своих подходов к организации цепочки поставок и смещают акцент с эффективности на устойчивость. В поставщиках теперь ценят не только способность предложить конкурентную цену и скорость обслуживания, но и надежность и умение управлять рисками.
Пандемия привела к трансформации компаний
Эксперты Deloitte выделяют три стадии прохождения кризиса бизнесом, причем это относится к любому кризису, а не только связанному с COVID-19:
«Respond» заключается в принятии превентивных мер и реагировании на кризис, обеспечении непрерывности бизнеса. Это так называемый этап «тушения пожара», вызванного внезапным кризисом.
«Recover» предполагает стадию полного восстановления эффективной работы бизнеса.
«Thrive» означает трансформацию бизнеса для его адаптации к новой реальности с учетом предлагаемых ею вызовов и возможностей.
Согласно данным опроса CFO в Беларуси, около половины респондентов считают, что уже находятся на стадии трансформации бизнеса и занимаются разработкой планов развития на пост-пандемическое будущее. В Европе такой ответ дали 66% респондентов. Важно понимать, что здесь речь может идти не только и не столько о достижении конкретных финансовых показателей в моменте, сколько о пересмотре стратегии и бизнес-модели организации.
Аппетит к риску остается низким
Согласно результатам нашего исследования, существенных изменений в риск-аппетите белорусских финансовых директоров в 2021-м по сравнению с прошлым годом не произошло: по-прежнему более 80% не готовы к принятию рискованных решений.
К слову, такая осторожность присуща и их европейским коллегам, хоть и в меньшей степени: почти 70% респондентов в Европе также не готовы принимать высокие риски. Помимо специфических локальных причин, характерных для разных стран и отраслей, это может быть связано с тем, что игроки рынка все еще оценивают неопределенность на рынке, в том числе в отношении дальнейшей динамики COVID-19 и ее влияния на экономику, как высокую.
К сожалению, мы наблюдаем продолжение распространения вируса и высокую заболеваемость во многих странах, в ответ на что их правительства вводят или поддерживают строгие ограничения. Все это несет в себе риски для бизнеса, и в таких условиях компании не готовы принимать на себя дополнительные риски. Акцент в международной бизнес-повестке смещается с вопросов прибыльности и эффективности на вопросы устойчивости, корпоративной социальной ответственности, охраны окружающей среды и заботы о персонале.
В свете того, что мы обсуждаем влияние COVID-19 на белорусский бизнес, я хотела бы сослаться на результаты другого нашего исследования по оценке зрелости управления рисками в Беларуси, результаты которого мы недавно опубликовали.
Опрос позволил выявить наиболее значимые риски для организаций, связанные с распространением COVID-19. Две трети респондентов как финансового, так и реального сектора отметили в качестве основного риск, связанный с нехваткой или ухудшением здоровья персонала. Стоит отметить, что еще до наступления COVID-19 организации во всем мире, в том числе в Беларуси, придавали большое значение вопросам заботы о благополучии персонала. С началом эпидемии актуальность этого аспекта серьезно возросла.
Среди других значимых рисков более половины респондентов финансового сектора также отметили кредитный риск и риск ликвидности, а более половины участников, представляющих реальный сектор, — риск изменения спроса конечных потребителей.
Как бизнес в Беларуси управляет рисками
Управление рисками в финансовом секторе Беларуси демонстрирует довольно высокий уровень зрелости, что обусловлено и отраслевой спецификой, и требованиями регулятора. Ожидаемо, что ответы представителей реального сектора показывают отставание в этом вопросе.
Управление рисками уже внедрено в финансовом секторе на организационном уровне: банки работают по модели трех линий защиты COSO, у них имеются отдельные подразделения по управлению рисками, внутреннему контролю и внутреннему аудиту, которые взаимодействуют между собой и работают на основе риск-ориентированного подхода. Риск-менеджеры входят в состав специально созданных комитетов по управлению рисками при советах директоров, что позволяет своевременно доносить до коллегиальных органов возникающие вопросы.
В реальном секторе Беларуси подобная организационная структура встречается довольно редко, но согласно ответам более половины респондентов, даже когда в компании есть риск-менеджер, он никак не участвует в работе коллегиальных органов управления.
В финансовом секторе уже накоплены компетенции и внедрены практические инструменты по управлению рисками: 98% респондентов отмечают, что целенаправленно развивают у сотрудников компетенции в области управления рисками, а более половины проводят обучение для всего персонала. Все представители финансового сектора активно пользуются инструментами количественной и качественной оценки рисков, в том числе продуктами собственной разработки.
Более половины респондентов реального сектора, напротив, отмечают, что компетенции в области управления рисками в их организациях не развиваются, почти в 70% случаев компании пользуются лишь интуитивными и неформальными методами управления рисками, а отсутствие компетенций по количественной оценке рисков называют самым главным фактором, препятствующим эффективному риск-менеджменту.
Управление рисками в финансовом секторе интегрировано в процессы планирования, бюджетирования и принятия решений. Практически все представители сектора заявляют о предварительном анализе рисков и их влиянии на планы, бюджеты и стратегические решения. В то время как около четверти респондентов реального сектора признают, что такой анализ и учет рисков при принятии решений не осуществляется.
Уроки пандемии для бизнеса в Беларуси
Респонденты нашего исследования назвали три основных урока, которые организации могут вынести из ситуации с COVID-19:
Всегда быть готовым к новым вызовам, даже в самое благоприятное время, и рассматривать их как новые возможности и повод для перемен.
Оперативно реагировать на изменения, заранее разрабатывать планы реагирования, которые помогут быстро и эффективно действовать в условиях форс-мажора.
Налаживать качественное взаимодействие между различными подразделениями бизнеса, поскольку для решения новых и нестандартных задач требуется слаженная работа кросс-функциональных команд.