Ирина Верещагина: как банки выбирают аудиторскую компанию

В Беларуси практически завершились тендеры, в ходе которых банки и другие крупные представители бизнеса выбирали аудиторскую компанию. Как заказчики аудита выбирают исполнителя? Управляющий партнер KPMG в Беларуси Ирина ВЕРЕЩАГИНА подготовила авторскую статью для Финансового клуба о ситуации на рынке банковского аудита.

Единых подходов банков к выбору аудиторской организации не существует. Финансовые институты, согласно белорусскому законодательству, обязаны проходить внешний аудит, но критерии выбора аудитора у каждого банка свои.

В 2021 году шесть белорусских аудиторских компаний аудировали финансовую отчетность коммерческих банков и Банка развития, и около половины финансовых институтов заказывали аудит у «Большой четверки» — крупнейших в мире компаний (EY, KPMG, PwC, Deloitte), предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги в том числе и в Беларуси.

Почему не все белорусские банки пользуются услугами перечисленных аудиторских компаний?

Зачастую выбор аудиторской компании зависит от того, какие потребности у банка. Если финансовому институту необходимо отчитываться перед многочисленными зарубежными контрагентами, если собственник банка — международная банковская группа, то зачастую они хотят получить аудиторскую отчетность самого высокого качества. Поэтому готовы платить за аудит больше и заказывают его у компаний «Большой четверки».

Кстати, по своим клиентам, а в 2021 году KPMG аудировала три коммерческих банка и Банк развития, на долю которых приходится почти 30% банковских активов, мы не видим резких изменений стоимости аудита.

Цена аудита для крупных финансовых компаний — не единственный ключевой критерий при выборе аудиторской компаний. Даже государственные компании, по нашим наблюдениям, выбирают аудитора не только, опираясь на ценовой фактор.

Тем не менее, мы наблюдаем, что в некоторых случаях финансовые институты могут во главу угла ставить стоимость аудиторских услуг.

Что касается новых требований, которые банки предъявляют при выборе аудиторской компании, то в последние годы особых изменений в требованиях не происходит.

Для выбора аудитора банки кроме цены используют такие критерии как наличие опыта оказания аудиторских услуг, например, государственным финансовым институтам или банковским группам. Также обращают внимание на наличие минимального количества штатных сотрудников с профессиональными квалификациями, например, АССА, принадлежность аудиторской компании к международным аудиторским сетям.

Появление дополнительных требований Национального банка Республики Беларусь к содержанию отчета аудитора, в соответствии с постановлением Правления Нацбанка № 495 от 11.12.2019 г. (в редакции от 17.12.2020 г.) не привело к изменению критериев выбора аудиторских организаций.

В соответствии с требованиями указанного постановления, сейчас в рамках оказываемых аудиторских услуг мы не только подтверждаем достоверность финансовой отчетности банков, но и приводим в отчете по результатам обязательного аудита годовой отчетности банка и годовой консолидированной отчетности банковской группы и (или) банковского холдинга, составленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и другие сведения.

В том числе:

выводы об уровне присущих банку рисков (кредитный, рыночный, операционный риск и риск ликвидности), которые могут привести к существенному искажению отчетности и (или) оказать влияние на непрерывность деятельности банка;

оценку эффективности деятельности банка и финансовых результатов его деятельности;

оценку организации системы по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

оценку системы корпоративного управления, включая выявленные сферы и условия возникновения конфликта интересов;

оценку системы внутреннего контроля и системы управления рисками;

оценку организации системы оценки имущества.

Аудиторские компании в ходе своих стандартных процедур и ранее анализировали эти вопросы, а в последние годы с учетом рекомендаций и требований со стороны регулятора должны описывать выводы в отчете по результатам аудита при проведении аудитов отчетностей, составленных по требованиям законодательства Республики Беларусь.

Можно ли совершенствовать подходы к организации банковского аудита в Беларуси?

Наверно лучше об этом судить регулятору, но с моей точки зрения можно, например, унифицировать требования по ротации аудиторов.

На данный момент требования к аудиту банков в Беларуси отличаются от требований к аудиту других коммерческих организаций. В частности, для банков при обязательном аудите отчетностей, составленных в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, определена обязательная ротация аудиторской компании раз в семь лет, хотя для нефинансовых институтов такого требования нет.

Кроме того, можно было бы предложить Национальному банку, как регулятору аудиторской деятельности в банках, рассмотреть возможность проводить регулярные обучения аудиторов. Возможно также организация обучения перед тестированием на получение сертификата соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к аудиторам, оказывающим аудиторские услуги в банках.

Финансовый клуб