Андрей Широков: взгляд ЕФСР на приоритеты сотрудничества с Беларусью

Официальные лица Беларуси обсуждают с Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР) условия заключения новой кредитной программы. Какова позиция Фонда по данному вопросу? В рамках статьи для Финансового клуба и. о. исполнительного директора Евразийского фонда стабилизации и развития Андрей ШИРОКОВ рассказал о приоритетах сотрудничества с Беларусью.

Напомню, в 2020 году ЕФСР предоставил экстренное финансирование на поддержку бюджета Республики Беларусь в условиях пандемии COVID-19 в размере 500 млн долларов США.  Кредит был предоставлен с минимальной обусловленностью, которая сводилась к наличию у страны плана мероприятий по противодействию пандемии, а также обязательств по проведению сбалансированной макроэкономической политики.

В частности, программа предусматривала дополнительные ассигнования системам здравоохранения и социальной защиты; соблюдение графика обслуживания государственного долга; проведение сбалансированной денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции.

В настоящее время представители ЕФСР проводят предварительные консультации с властями Республики Беларусь по наполнению Программной матрицы мер, которые могут быть поддержаны в рамках потенциального финансового кредита ЕФСР в среднесрочной перспективе.  Говорить о сумме кредита и конкретных сроках его предоставления пока преждевременно.

Как и в случае предыдущими программами, Матрица включает меры как по поддержанию макроэкономической стабильности, так и по реформам, направленным на повышение эффективности проводимой экономической политики. В настоящее время ЕФСР продолжает консультации с Республикой Беларусь относительно конкретных мероприятий по этим направлениям, возможных сроках их реализации, а также ожидаемых эффектах и результатах.

Одной из основных миссий ЕФСР, как института развития, является поддержка усилий страны-заемщика по обеспечению макроэкономической сбалансированности, включая ценовую стабильность, как основы для повышения экономического потенциала и устойчивого экономического роста. В этом отношении, мы приветствуем планы Национального банка по переходу на таргетирование инфляции.

В текущем году в Республике Беларусь, как и во многих других странах региона, складывается повышенный инфляционный фон, который оказывает влияние и на инфляционные ожидания экономических агентов. В этом смысле Национальный банк Беларуси сталкивается с достаточно непростой задачей, когда всплеск инфляции, связанный, во многом, с воздействием временных факторов, рискует трансформироваться в относительно устойчивую тенденцию сохранения инфляции на повышенном уровне.

И одной из ключевых ролей для противодействия данным процессам здесь является создание должного информационного поля для населения и экономических агентов через повышение прозрачности политики и принимаемых решений. При этом мы считаем принципиально важным, что снижение инфляции должно отражать динамику фундаментальных факторов, а не достигаться нерыночными методами, такими как, например, ценовой контроль.

В рамках разрабатываемой Матрицы ЕФСР готов поддержать действия монетарных властей, обеспечивающие формирование условий для перехода к режиму таргетирования инфляции, которые включают в себя расширение рыночных подходов и принципов в экономике.

Переход к режиму таргетирования инфляции в рамках нашей потенциальной программы рассматривается как комплекс мер, направленных на восстановление операционной среды и коммуникационной политики Нацбанка, а также на устранение искажений рыночных сигналов, таких как ценовой контроль и директивное кредитование.

При этом, с учетом возможных социально-экономических издержек, связанных с колебаниями цен после отказа от прямого ценового регулирования, в проект Матрицы включены и меры по расширению социальной поддержки.

Финансовый клуб