Обнародованный проект изменений в Налоговый кодекс содержит множество новшеств, которые приведут к переформатированию белорусского бизнеса. Директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ подготовила для Финансового клуба статью о возможных последствиях.
Налоговый суверенитет сохранится, правила игры изменятся
В начале этого месяца, 1 октября, проект изменений в Налоговый кодекс обсуждался на заседании консультативного совета по налоговой политике при Министерстве финансов, и в ближайшее время будет рассматриваться на уровне правительства, а затем президента и парламентом.
На заседании консультативного совета мы поднимали вопрос о том, насколько изменения в белорусском налоговом законодательстве будут соответствовать интеграционным программам, которые Беларусь собирается подписать с Россией. Выяснилось, что пока синхронизация будет происходить только в части налогового администрирования и до 2025 года не коснется ни структуры налогов, ни величины налоговых ставок.
Тем не менее, это не означает, что новостей в сфере налогового законодательства у нас не будет. Напротив, мы уже видим, что проект изменений в Налоговыйо кодекс содержит ряд инициатив, реализация которых приведет к серьезным модификациям для части белорусского бизнеса.
Прежде всего, они коснутся индивидуальных предпринимателей. Проект изменений в Налоговый кодекс предусматривает, что с 2022 года ИП смогут пользоваться единым налогам по установленным видам деятельности, упрощенной системой налогообложения – только те, которые занимаются в оптовой и розничной торговле, общепите, туризме, здравоохранении и имеют СТО).
Остальные должны будут применять общую систему налогообложения с уплатой подоходного налога 16-18% с разницы между выручкой и расходами. А с 2023 года «ипэшники» смогут остаться работать лишь в некоторых видах деятельности (пока точно не решено в каких именно) и работать только на подоходном налоге, а все остальные должны будут «переформатироваться» в самозанятых, либо создать микроорганизации для продолжения предпринимательской деятельности.
Такой шаг государства, наверное, направлен на исключение практик дробления бизнеса и иных схем, которые позволяли бизнесу, используя институт индивидуальных предпринимателей, минимизировать уплату налогов.
Кстати, с 2023 года самозанятые должны будут уплачивать не единый налог, как сейчас, а налог на профессиональный доход — в размере от 10% до 20% от размера выручки — который приведет к увеличению налоговой нагрузки для самозанятых.
Риск «серых» схем
Разумеется, такой поворот событий не вызовет восторга у сегодняшних индивидуальных предпринимателей, которые сейчас пользуются упрощенной системой налогообложения и уплачивают налог в размере 5% с выручки и могут при этом привлекать наемных работников.
Поэтому для индивидуальных предпринимателей проект изменений в Налоговый кодекс содержит большие перемены и в случае реализации норм этого документа мы можем увидеть серьезные изменения в том числе и на рынке труда.
У нас в стране на 1 июля 2021 года зарегистрированы в качестве налогоплательщиков почти 273 тыс. индивидуальных предпринимателей, с 2023 года эта цифра может быть гораздо меньше. Переход индивидуальных предпринимателей в статус самозанятых означает, что наемные работники «ипэшников» должны будут искать работу либо становиться самозанятыми.
Другая проблема, которая может возникнуть в связи с массовым переформатированием индивидуальных предпринимателей в самозанятые, связана с риском возникновения «серых» схем. Возле каждого самозанятого контролера не поставишь и пока не совсем понятно, каким образом государство будет контролировать выручку в наличной форме, а значит и уплату налогов самозанятыми.
Выравнивание конкурентной среды
Мы видим, что, судя по проекту изменений в Налоговый кодекс, налоговая нагрузка будет повышаться и для самозанятых, и для индивидуальных предпринимателей, и для юрлиц.
Уже с 2022 года налог по упрощенной системе налогообложения вырастет с 5% до 6%, и это бизнес не может радовать, особенно с учетом того, что у нас совокупная (с учетом выплат в ФСЗН) фискальная нагрузка выше, чем в других странах ЕАЭС. Но, с другой стороны, понятно, что в условиях дефицита бюджета и санкций, повышение налогов — шаг, который в белорусских реалиях ожидаем.
Есть и еще одна новация, которая не радует белорусский бизнес. Она заключается в предоставлении в налоговый орган данных о всех доходах физических лиц персонально. А это означает дополнительные административные расходы и нагрузка на бухгалтеров.
Крупному бизнесу рекомендую обратить внимание на изменения в трансфертном ценообразовании.
Какое можно сделать резюме, комментируя ключевые новации в проекте новой редакции Налогового кодекса?
Налоговая нагрузка в нашей стране до последнего времени для юрлиц была гораздо выше, чем для индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Это было колоссальная разница. Например, налоговые и неналоговые платежи самозанятых и ИП, оказывающих фотоуслуги, могли быть в восемь раз меньше, чем у юрлица с сопоставимой численностью работников. Сейчас государство заявило о повышении налогов для самозанятых и ИП, и это вроде выравнивание конкурентной среды.
Однако серьезной удовлетворенности от такого поворота событий бизнес не ощущает, поскольку сейчас тренд у нас такой, что налоги повышаются и для юрлиц, которые пользуются упрощенной системой налогообложения. Катастрофы из-за этого, конечно, не произойдет, но белорусскому бизнесу в очередной раз придется демонстрировать умение выживать и развиваться в сложных условиях.