Белорусская экономика в первой половине текущего года показала хороший результат — ВВП вырос на 3,3% по отношению к первому полугодию 2020 года. Как ситуация может развиваться дальше? Старший аналитик Центра странового анализа Евразийского банка развития (ЕАБР) Анатолий ХАРИТОНЧИК в авторской статье для Финансового клуба высказал экспертное мнение по данному вопросу.
Первая половина 2021 года — рост благодаря внешнеэкономическому буму
По итогам II квартала объем ВВП примерно на 2% превысил допандемийный уровень.
Сильный результат полугодия удалось достичь благодаря существенному расширению внешнего спроса. Это стало следствием активного восстановления экономик стран — торговых партнеров Беларуси после вызванного пандемией спада прошлого года. Так, российский ВВП прибавил 4,6% к первой половине прошлого года и достиг допандемийного объема, экономика еврозоны расширилась на 5,7%, Китая — на 12,7%. В итоге экспорт белорусских товаров и услуг во II квартале примерно на 13,5% превысил допандемийный объем, а добавленная стоимость обрабатывающей промышленности — примерно на 9%.
В свою очередь, внутренний спрос в Беларуси в первой половине текущего года оставался слабым. Оборот розничной торговли приблизился к докризисным значениям, однако их не достиг: в июне отставание оценивается более чем в 1%. Схожая динамика характерна для инвестиций и строительства: по нашим расчетам, во II квартале текущего года их объемы оставались более чем на 10% ниже допандемийных. Внутреннюю потребительскую и инвестиционную активность ограничивают возросшие в прошлом году риски и неопределенность, ужесточение денежно-кредитных условий, замедление роста доходов населения и постепенное угасание бюджетного импульса.
Таким образом, первое полугодие белорусская экономика закончила с неоднозначным результатом. ВВП страны превысил допандемийные объемы благодаря поддержке внешних факторов, в то время как внутренняя потребительская и инвестиционная активность сохранялась слабой. Отрицательный разрыв выпуска, составлявший около 1,5–2% в конце прошлого года, закрылся. Однако потенциал экономического роста, по нашим оценкам, остается сравнительно низким — около 1% в год. Возможно ли сохранить во второй половине 2021 года темпы роста ВВП, превышающие его потенциал? Мы считаем, что достичь такого результата будет сложно.
Вторая половина 2021 года — «затухание» импульса к росту
Мировая экономика проходит пик своего восстановления и в ближайшие месяцы рост внешнего спроса скорее всего замедлится. Глобальные задержки поставок сейчас максимальные за десятилетия, и Беларусь вряд ли является исключением. В таких условиях импульс для белорусского экспорта будет естественным образом ослабевать.
По расчетам ЕАБР, уже в мае-июне рост белорусского ВВП начал «затухать»: его изменение за месяц с устранением сезонных колебаний в этот период оценивается нами около 0%. Кроме того, благодаря укреплению белорусского рубля недооцененность национальной валюты заметно уменьшилась и курс рубля сейчас близок к равновесному. Таким образом, уходит еще один фактор поддержки экспорта.
В условиях отсутствия внешних шоков и при нейтральном характере денежно-кредитной и бюджетной политики можно было бы ожидать постепенного замедления роста белорусской экономики к потенциальным темпам. Однако смягчение денежно-кредитной и бюджетной политики в этом году и их «нейтрализация» видится маловероятной.
Годовая инфляция сейчас находится вблизи 10% и по прогнозу ЕАБР замедлится до 8,7% к концу года при условии стабилизации мировых цен на сырье. В нашем базовом сценарии мы видим инфляцию несколько выше цели 5% и в следующем году даже при сохранение текущей жесткости денежно-кредитных условий. При этом риски формирования инфляции на более высоком уровне велики, в том числе из-за неопределенности воздействия санкций на курс белорусского рубля и производственные цепочки. В таких условиях до конца текущего года скорее всего будет наблюдаться постепенный рост ставок по рыночным кредитам и сохранение низкой кредитной активности.
Бюджетная поддержка экономики в первой половине текущего года также ослабла. Объем бюджетных расходов за полугодие снизился на 4,1 процентного пункта ВВП по отношению к первому полугодию 2020 года. Во второй половине года объем бюджетных трат относительно ВВП может приблизиться к прошлогоднему. Но в целом по итогам года расходы, скорее всего, останутся ниже уровня 2020 года (относительно ВВП) в условиях ограниченных бюджетных резервов и больших объемов платежей по госдолгу в среднесрочной перспективе.
Одним из важнейших факторов, которые будут определять динамику экономической активности в Беларуси в этом и следующем году, являются санкции западных стран. Эффекты введенных ограничений скорее всего отчетливее начнут проявляться ближе к концу текущего года. Оценить масштаб последствий сейчас практически невозможно, однако они скорее всего отразятся на экспортном потенциале Беларуси, инвестиционном климате, росте транзакционных издержек и впоследствии на потребительской и инвестиционной активности. Мы допускаем потерю около 1–1,5% п.п. роста ВВП в год в среднесрочной перспективе. Вместе с тем неопределенность этих оценок крайне велика.
Таким образом, базовое видение ЕАБР заключается в том, что в ближайшей перспективе начнут превалировать факторы ослабления роста белорусской экономики. В результате годовые темпы роста ВВП замедлятся ближе к нулевой отметке или даже ниже к концу текущего года. Вместе с тем в силу высоких показателей, достигнутых в первой половине года, мы не исключаем, что рост белорусской экономики по итогам всего 2021 года составит около 2%.
Это несколько выше базового и ближе к оптимистичному сценарию прогноза, представленному в июльском Макропрогнозе ЕАБР. Неопределенность оценок остается крайне высокой, в том числе из-за сложности расчета последствий санкций и рисков неблагоприятного развития пандемии в мире. ЕАБР будет актуализировать макропрогноз государств-участников. Мы сейчас приступили к этому процессу и планируем представить прогноз в конце сентября.
Сохранение темпов экономического роста около 3% — реально ли?
Возможно ли сохранить темпы роста ВВП Беларуси вблизи 3%? Мы считаем, что для этого мировая и российская экономики должны продолжить стремительно расширяться, а белорусская экономика — мгновенно адаптироваться к введенным санкциям. Вероятность такого сценария представляется низкой. Вполне успешным результатом в складывающихся условиях можно было бы считать сохранение в 2022 году ВВП Беларуси на уровне 2021 года. Уже это предполагает быструю адаптацию белорусской экономики к ограничениям западных стран и нахождение источников рефинансирования госдолга.
Мы не исключаем вероятность наращивания нерыночного кредитования для стимулирования роста ВВП в этом и следующем году. Однако здесь следует еще раз отметить, что этот инструмент может стимулировать экономическую активность лишь в краткосрочном периоде.
Устойчивое повышение темпов экономического роста требует структурных преобразований, направленных на увеличение производительности труда и конкурентоспособности белорусской экономики. Эмиссионное кредитование не способно увеличить потенциал роста в долгосрочном периоде и может привести к девальвации национальной валюты и ускорению инфляции. Появление новых «прорывных» идей и технологий является первичным импульсом для повышения потенциала экономического роста. Денежно-кредитная политика может способствовать их внедрению в экономику посредством обеспечения благоприятных условий финансирования, а это возможно лишь при стабильной и низкой инфляции.