Жанна Тарасевич: о плюсах и последствиях госрегулирования цен

В Беларуси уже пять месяцев сохраняется достаточно жесткое госрегулирование цен, хотя отдельные его элементы существовали и ранее. Директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ подготовила авторскую статью Финансовому клубу о плюсах и последствиях регулирования цен сверху.

Во многих странах цены прямо или косвенно регулируются. Например, в случаях, когда речь идет о ценах, за которыми стоят услуги или товары организаций-монополистов. Кроме этого, возникают обстоятельства, когда госрегулирование цен вводится на короткий срок, например, чтобы исключить спекуляции на потребительском рынке.

В период пандемии, к слову, у нас возникал спекулятивный рост цен на маски и антисептики, и государство абсолютно оправданно ввело временное госрегулирование цен на эти позиции, которое, кстати, затем отменило. Поэтому представители бизнеса в целом с пониманием относятся к госрегулированию цен.

Другой дело, что заниматься этим можно по-разному, и мы к настоящему времени видим не только плюсы такой практики, но и явные перекосы, с чем, кстати, связано наше июльское обращение в правительство. Там мы просим в ближайшее время принять меры, направленные на изменение подходов в сфере госрегулирования цен.

Почему этим нужно заниматься именно сейчас, а не откладывать проблему на будущие периоды? Основная причина — в финансовом положении субъектов хозяйствования.

Мы видим, что издержки предприятий растут, на что, например, косвенно указывает постоянный рост цен на топливо. Две трети белорусских предприятий работают с низкой рентабельностью (которая находится в диапазоне от 0% до 5%), что существенно ниже уровня нынешней инфляции (в июне 2021 года она составила 9,9% в годовом выражении). Рост издержек в условиях госрегулирования цен провоцирует ухудшение финансового положения предприятий.

Ситуация усугубляется тем, что в прошлых  периодах из-за ослабления курса рубля возникли отрицательные курсовые разницы, которые предприятия перенесли на расходы будущих периодов. Жесткое госрегулирование цен не позволяет субъектам хозяйствования как-то компенсировать курсовые потери, возникшие в прошлом году по причинам, независящим от предприятий.

Наконец, еще одна причина пересмотреть жесткое госрегулирование цен — потенциальные проблемы с товарами критического импорта (чай, мороженая рыба, растительное масло). Уже сейчас, в связи изменением мировых цен на эти товары, предприятия задумываются об изменении ассортимента реализуемой продукции. Хотя совсем не понятно, зачем регулировать цены на продукцию (премиальные сорта чая для гурманов или дорогую рыбу), потребителями которой выступают обеспеченные слои населения.

Следует отметить, что госрегулирование цен, согласно действующему законодательству, распространяется сегодня не только на продовольственные товары, но и на ряд услуг. Мы, например, наблюдаем, что госрегулирование уже много лет касается стоматологических услуг.

У нас есть данные семи частных стоматологических клиник, у которых отрицательная рентабельность по некоторым стоматологическим манипуляция превышает 60%. Такая ситуация ведет к перекрестному субсидированию на рынке медицинских услуг. Зачем же создавать условия для таких явлений и регулировать цены даже на дорогостоящие услуги, которые могут позволить себе лишь обеспеченные граждане?

Как менять ситуацию в сфере ценообразования?

На наш взгляд, следует оперативно и комплексно проанализировать законодательстве в сфере ценообразования, сократив перечень товаров и услуг, цены на которые жестко регулируются. Либо, если по мнению правительства полная либерализация по каким-то позициям невозможна, необходимо переходить от установления нормативных темпов роста цен и тарифов к определению предельного уровня рентабельности для предприятий.

Еще один вариант видится в том, чтобы ограничить сферу действия Постановления правительства № 100, согласно которому на десятки наименований социально значимых товаров рост цен не должен быть выше 0,2% в месяц. На наш взгляд, из этого перечня таких товаров стоило бы исключить товары критического импорта (рыба мороженая, растительное масло, чай черный, рис), цены на которые зависят от мировой конъюнктуры и от динамики валютных курсов.

В целом, на наш взгляд, необходимо руководствоваться Законом «О ценообразовании», который говорит о том, что регулируемые цены на товары (работы, услуги) должны устанавливаться на уровне, «обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширения воспроизводства прибыли». Чтобы этот принцип соблюдался, на наш взгляд,  в этом году следует отказываться от жестких принципов регулирования цен.

Загрузка ...
Финансовый клуб