Прибыль банков в первом полугодии составила 762,5 млн рублей. При этом многие денежно-кредитные учреждения по рекомендации Нацбанка еще даже не распределяли прибыль по итогам работы за 2019-2020 годы. «Финансовый клуб» приводит мнение председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей, члена набсовета Банка развития Александра ШВЕЦА о том, к чему ведет эта практика.
В банковской системе с прошлого года возникли проблемы с ликвидностью и последовавшие рекомендации Нацбанка, как временная мера, о нераспределении прибыли за 2019-2020 годы, вполне можно понять. Однако ясности, как долго эта практика продлится, у акционеров банков нет.
Во многих денежно-кредитных организациях с учетом рекомендаций регулятора прибыль не распределялась и все ждут, какое решение по этой теме примет Нацбанк в 2021 году. В прошлом году оно было принято в сентябре. Возможно, и в этом году этот вопрос будет рассмотрен в третьем квартале.
На наш взгляд, более двух лет решения, когда прибыль не распределяется и не вы выплачивается акционерам в виде дивидендов, не должна продолжаться. Если эта практика длиться три года и более, она уже перестает быть временной мерой и подрывает инвестиционную привлекательность белорусских банков.
Данная тема волнует сейчас не только мажоритарных, но и миноритарных акционеров, особенно когда это пожилые физлица, для которых даже небольшие дивиденды являются нелишними. По факту эти граждане не только не могут получить дивиденды в связи с тем, что прибыль банка не распределяется, но и их, миноритариев, зачастую даже слышать не хотят мажоритарные акционеры и топ-менеджеры банков.
Например, в одном крупном банке мажоритарии во время общего собрания акционеров фактически полностью проигнорировали все предложения миноритариев. Нам также известен вопиющий случай, когда вознаграждение совету директоров превысило прибыль банка за 2020 год, а миноритории не получили ничего.
Все это говорит о том, что интересы миноритариев сейчас зачастую не учитываются. Независимые директора банков, которые, согласно законодательству, должны отстаивать интересы миноритариев, по нашим наблюдениям де-фактор эту функцию не выполняют.
Почему? Как известно, членов набсоветов зачастую выдвигают мажоритарные акционеры и совершенно очевидно, что в этом случае независимые директора отстаивают интересы тех, кому обязаны своим положением.
Поэтому, на наш взгляд, в качестве эксперимента, в целях повышения эффективности корпоративного управления в банках, следует позволить миноритариям выдвигать в набсоветы банков своего представителя. Фактически это будет омбудсмен, который и станет защищать интересы миноритариев.
Этот омбудсмен должен работать фактически на общественных началах (может быть, за несколько базовых величин) и поэтому практически никаких расходов в связи с его появлением в банках не возникнет. Очевидно, если такие омбудсмены в банках появятся, миноритарии будут чувствовать себя гораздо в большей степени защищенными.